Предприятия, использующие автомобили, регулярно осуществляют учет операций, отражающих оборот запчастей для них. При этом предполагается фиксация следующих основных операций с данными материалами:
- Оприходование.
- Перемещение из одного подразделения фирмы в другое.
- Списание в ремонт.
В каждом случае используются свои оправдательные документы. Если говорить о 3-й операции, то в качестве соответствующего документа многие фирмы задействуют самостоятельно разработанную форму акта списания запчастей на автомобиль, основной особенностью которого становится обоснование необходимости замены соответствующей запчасти.
Файлы для скачивания:
Составляем акт списания запчастей на автомобиль
Форма акта законодательно не установлена. Компании разрабатывают бланк самостоятельно, включая в него все необходимые реквизиты для подобных документов. Список реквизитов указан в ст. 9 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. (закон «О бухгалтерском учете»). К ним относятся: наименование предприятия или компании, наименование бумаги, дата и место ее составления, структурное подразделение, факт хозяйственной жизни предприятия, единицы измерения и т.д.
Важно! Бланк утверждает руководитель организации в учетной политике.
Структура документа стандартная: должны быть шапка и основная часть. В шапке надо указать следующую информацию:
- полное наименование организации;
- структурное подразделение, в котором списывают запчасти;
- наименование и номер документа;
- дату и место создания.
Также должны быть предусмотрены графы для утверждения документа руководителем. Он должен поставить дату и подпись после прочтения акта.
В основной части указывают такие данные:
- Состав комиссии. Здесь перечисляют должности и ФИО председателя и членов комиссии. В состав могут входить руководитель подразделения, сотрудник ремонтного отдела, бухгалтер и т.д.
- Основание для проведения списания автозапчастей. Отмечают, это приказ или распоряжение, и указывают его реквизиты: номер и дату подписания.
- Период, за который списывают запчасти.
- Какие запчасти были списаны и на какую сумму. Данный пункт лучше оформить как таблицу. Можно использовать такие графы: порядковый номер, название детали, единицы измерения, количество, номер транспортного средства, на ремонт какого узла автомобиля потрачены запчасти, реквизиты дефектной ведомости.
Далее подводят итог: после таблицы отмечают, сколько всего запчастей было списано и на какую сумму.
Документ заканчивают подписи председателя, членов комиссии и руководителя в графе для утверждения бумаги.
При обнаружении фактических ошибок используют стандартный порядок действий. Нужно аккуратно зачеркнуть слово или число с ошибкой, рядом или сверху написать правильный вариант, затем поставить отметку «Исправленному верить» и подпись. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с исправлениями.
Кто составляет акт
Какой-то принципиальной разницы, чья именно рука будет заполнять документ, не существует. Эта обязанность может возлагаться на секретаря, делопроизводителя, бухгалтерского работника. В крупных компаниях руководитель назначает специального сотрудника, который отвечает за составление и оформление подобной документации.
Нередко для списания запчастей создается специальная комиссия, члены которой назначаются руководителем. Хотя в этом нет острой необходимости. Оформлением документа может заниматься и один человек. Это разрешено, ведь акт все равно будет подаваться на подпись руководителю компании.
Естественно, он сможет проверить правильность оформления и достоверность указанной информации. Вообще, в разных компаниях процедура списания может проходить по-разному. Зачастую правила списания и особенности оформления акта определяются учетной политикой компании. Обычно данная процедура состоит из следующих действий:
- Сотрудник, который отвечает за исправность автомобиля, пишет служебную записку на имя директора. Именно так он официально сообщает о том, что техника нуждается в ремонте.
- По инициативе руководителя создается комиссия, которая осматривает неисправное ТС. По итогам такого осмотра составляется дефектный акт, который подтверждает, что машина действительно нуждается в ремонте. Также здесь указывается, какие именно запасные детали необходимы.
- Далее директор издает приказ о начале ремонтных работ. На основании этого приказа в дальнейшем запчасти списываются.
- Ответственные сотрудники составляют смету ремонта, проводят непосредственно восстановительные работы с использованием указанных запчастей. Обычно их берут со склада. Но в том случае, если нужных запчастей нет в наличии, их сначала нужно купить. Приобретенные детали нужно оприходовать. После того, как их поставили на учет, запчасти можно использовать.
- После окончания ремонтных работ все запчасти, которые были использованы, списываются при помощи оформления соответствующего акта.
Учитывая вышесказанное, можно сказать, бухгалтерский отдел должен учитывать все действия, проводимые с данными запчастями. Так, сначала их нужно оприходовать, то есть, поставить на баланс организации. Затем фиксируется их любое перемещение в пределах компании. При необходимости ремонта проводится их списание.
Итоги
Списание запчастей на ремонт используемых автомобилей, как и любая процедура, подлежащая учету, требует оформления оправдательного документа. Таким документом может стать самостоятельно разработанная предприятием форма, такая как акт на списание запчастей.